«Всё течет, всё меняется» – сказал один греческий философ. Но могли ли мы подумать еще 200 лет тому назад, что женщина с легкостью освоит философские знания и будет наравне с мужчинами заниматься этой наукой? Казалось, что подобное занятие требует не только пытливого ума, но и весьма незаурядной мужественности. Спорить с этим нельзя, ведь перед любым философом стоит сложнейшая задача, которой невозможно избежать – задача утвердить собственное слово и право на него. Однако следует признать, что вставшая на путь эмансипации женщина уже давно перещеголяла в этом мужчину. Одно из ее завоеваний сегодня – возможность говорить. Женщины, о которых мы хотим поведать в данной статье, с трудом пробивали себе дорогу на философский Олимп - сквозь непонимание и скептические взгляды коллег, друзей и простых обывателей. По сути эти женщины (каждая из них) совершили пусть маленький, но все же подвиг.
Симона де Бовуар. Имя этой женщины (и, конечно, философа!) когда-то гремело на весь мир. Ее основное сочинение – «Второй пол» - можно рассматривать как учебник по философии феминизма. Однако впоследствии была раскритикована некоторыми феминистками за слишком прямой подход к вопросам женской эмансипации. Личная жизнь Симоны (отношения с Сартром) также стала притчей во языцах. Однако, вопреки определенным мнениям, их союз был свободным не друг от друга, но в первую очередь от навязанных обществом консервативных форм любви.
Симона Вейль. Сестра известного математика Андре Вейля. Запомнилась довольно оригинальными идеями в области религии (не только христианской, но и древнегреческой), которым трудно дать какое-то конкретное определение. Прежде всего ее интересовал опыт страдания и сострадания. Несмотря на положительное отношение ко многим прихожанам и священникам, она так и не приняла крещение. Симона никогда не была кабинетным философом: она работала на заводе рядом с простыми рабочими, участвовала в войнах, заботилась о больных.
Ханна Арендт. Родившаяся в Германии, эта девушка имела как русские, так и еврейские корни. Последнее обстоятельсто стало для нее роковым. Во времена нацисткой власти в своей родной стране она попала в концентрационный лагерь. Можно представить, как ей было тяжело! Эти события оставили неизгладимый отпечаток на ее философии, в которой любопытным образом переплелись темы власти, насилия и свободы.
Анна Фрейд. Дочь великого психоаналитика Зигмунда Фрейда, давшего первоначальный импульс развитию этой науки. Продложая работу своего отца в данной области, Анна создала теорию так называемого детского психоанализа. Ее попытка уйти от сексуального детерминизма детской психики помогла расширить рамки прежних идей. Анна много общалась с детьми и очень их любила.
Эдит Штайн. Как и многие философы из нашего списка, Эдит имела непростую судьбу. На самом излете жизни ей тоже пришлось столкнуться с явлением немецкого нацизма, и такого столкновения она, увы, не выдержала. Эдит Штайн называют первой женщиной, которая смогла утвердиться в академической философии. Однако модные в этих кругах феноменологические течения не захватили ее полностью: в возрасте 32 лет она принимает монашеский обет. Религиозная мистика и служение Богу стали для нее настоящим смыслом жизни, который она всегда искала.
Сьюзен Зонтаг. Так сложилось, что жизнь Сьюзен была относительно спокойной и простой. То же можно сказать и о философии, которую она никогда не считала своим призванием. Ее часто волновали переферийные для этой науки темы – литература, фотография, кино. Она пишет сценарии к фильмам, а также многочисленные эссе, в которых ищет новый, «неофициальный» язык философского высказывания. Сегодня, после ее недавней смерти, мы начинаем совершенно иначе воспринимать роль Сьюзен в истории философии.
Лу Саломе. История сохранила массу удивительных сведений, касающихся жизни Лу (сокращенно от Луизы). Так, например, Ницше, никогда не знавший женщин, предлагал ей свою руку и сердце, но получил отказ. Кроме того, она была хорошо знакома с Фрейдом и поэтом Рильке. Ее достижения на философском поприще можно оценить благодаря трактату «Эротика» (он всецело посвящен теме женской чувственности). Та любовь, которой жила Лу, естественным образом вошла в ткань ее произведний, оставив след чего-то божественного и мистического.
Юлия Кристева. Философ с невероятной эрудицией и поистине широким размахом теоретизирования. В ее интеллектуальном фокусе – психоанализ, семиотика, поэтика. Юлия – серьезная фигура и в мире художественной литературы, где она является продолжателем идей Умберто Эко, вместе с которым (хотя и на другом уровне) она формулирует концепции интертекстуальности и полифонии (то есть тотальной диалогичности). Будучи совсем еще юной девушкой, она участвует в студенческих волнениях 68-года в Париже, ставших своеобразной колыбелью не только для нее, но и для большей части философов ее поколения.
Мария-Луиза фон Франц. Без этой женщины невозможно себе представить ту среду, в которой формировалась постюнгиансткая аналитика и философия. Именно Мария-Луиза, работавшая с самим Юнгом, стоит у ее истоков. Подобная философия хоть и по-разному склонна выражать себя, но в главном сходятся все аналитики: человеческая психика выстроена согласно определенным символам. Мария-Луиза обращает свое пристальное внимание на мифы и сказки, где ей удается найти множество важной символики, столь необходимой для изучения и исследования человека.
Джудит Батлер. Феминистка и философ-постструктуралист. Разделяя пол (как данность биологическую) и гендер (как данность социокультурную) она пытается разоблачить властные структуры и того, и другого. Вводимое ей понятие пародии указывает на игровую природу женского гендера, при этом женское по сути становится иллюзией. Еврейка по происхождению, Джудит всегда занимала антиизраильскую политическую позицию. Расшатывание идентичностей – вот философское кредо этой очень интересной женщины и мылителя.
Сергей ГЛУХОВ
Изображения: Яндекс.Картинки
Популярные статьи женского журнала Femmina.ru:
Не День весны и красоты. Почему актуален феминизм в России в 2020 году?
Забавно,что о них не говорится в учебниках по обществознанию 10 класса . Возможно позже мы еще дойдем до них, но пока что встречались только идеи философов-мужчин .
Молодец Сергей, у него в голове – равноправие, которого до сих пор нет в большинстве мужских голов-отсталый век. Неплохо ответила и редакция интернет-газеты.Так держать и лучше.
Спокойствие, Сергей! :)) Редакция непременно ещё вспомнит заслуги десятка-другого "слабых" мира сего...))
Мне странно слышать только про каких-то 10 женщин: во все времена и эпохи женщины играли ничуть ни меньшую роль в организации жизни общества, в тех или иных событиях. Почему же забывается все это - а тут только 10 женщин?
Страницы: 1