Главная / Психология и философия / Женщина земная и небесная. Сакральный Новый год и любовь Снегурочки

Женщина земная и небесная. Сакральный Новый год и любовь Снегурочки

Поздравляю всех с Новым 2014 годом! Второй выпуск моего цикла будет связан с метафизикой года, ролью и образом Деда Мороза, и, наконец (самое главное), мы рассмотрим архетипический символизм Снегурочки (я называю его архетипическим несмотря на то, что данный персонаж является относительно "новым" и характерен лишь для нашей местности).

Известно - Новый год в разных странах отмечается в разные дни и даже в разные сезоны. В мою задачу сейчас не входит выяснение всех традиций данного праздника, нам важно отыскать нечто общее. Вообще, год - понятие прежде всего астрономическое, основанием которого служит движение небесных объектов относительно друг друга: Земли относительно Солнца (при солнечном календаре), Луны относительно Земли (лунный календарь), а также взаимное видимое движение Солнца и Луны (лунно-солнечный календарь). А теперь попробуем рассмотреть это с метафизической стороны. Солнце, как подсказывает наша логика, является центром мироздания. Однако Солнце движется по отношению к другим звездам, а значит, считаться центром (в полном смысле этого слова) Вселенной, конечно, не может... Это всё не так "далеко" от человека, как кажется на первый взгляд. Ни гелиоцентрическая, ни геоцентрическая системы не пригодны, когда мы беремся за описание онтологии года. Я позволю себе длинную цитату из ницшевского "Заратустры": "Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия. Все погибает, все вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия. Все разлучается, все снова друг друга приветствует; вечно остается верным себе кольцо бытия. В каждый миг начинается бытие; вокруг каждого "здесь" катится "там". Центр всюду. Кривая — путь вечности". Не резонно ли заметить, что именно вокруг этого скользящего центра каждый миг проявляется бытие года; причем в ту же секунду оно уничтожается и снова создается - уже вокруг нового центра? В этом нет сомнений. И данный процесс столь же вечен, именно здесь построен дом бытия… Вот так возникает теория "Нового года" в философском смысле: "Новый год" – это почти неуловимый момент времени, когда бытие переходит от одного центра к другому. Иначе говоря: от одной стабильности (пусть и условной) к другой. Поистине невероятное и очень пугающее событие... 

А там, где есть страх, обязателен праздник. Для древних людей ("примитивных") праздник даже не мыслился по-другому, нежели чем возможность перебороть свой (а значит, и общинный) ужас. По сути любые гуляния были проводами ветхого и встречей нового. Но ни в коем случае ветхое, "старое", мертвое не должно было отбрасываться и забываться. Вот почему, например, в древних поселениях почти нигде не было кладбищ: после смерти предки человека хоронились около дома и продолжали жить с ним, участвуя не только в его жизни, но в жизни общины. От тех времен нам досталась традиция поминок, где люди смеются, веселятся, поют песни (традиция сохранилась в основном у тех народов, чьи обряды не ограничены современными религиями). И всё ради того, чтобы "ублажить" покойника и вообще саму смерть, чье присутствие оказывается в эти моменты наиболее сильным (как и в момент наступления «Нового года»). Таким образом, всё то, что раньше считалось праздниками, перешло и в наше время, но уже в гораздо менее цельном виде. "Гарантами" сакральности Нового Года сегодня остаются мифологические персонажи - Дед Мороз и Снегурочка.

Итак, что можно сказать о них? На мой взгляд, Дед Мороз и его аналоги в разных культурах относятся к ряду демонических духов; спорная мысль, но я попробую ее аргументировать. Изначально (в античной философии) демонами или даймонами называли существ, находящихся в промежуточном отношении между людьми и богами, а также между добром и злом. Эти существа, как правило, безымянны и безвольны (они подчиняются богам), что позже дало повод христианству понизить их до ранга служителей Сатаны. Но не будем забывать, что Дед Мороз главный образом языческий персонаж, а для язычества не характерно вообще столь четкое расслоение между добрыми духами и злыми. Дед Мороз находится в срединном положении: он суров, как зимняя стужа или как безучастный Рок (даймоны определяют судьбу человека), но добр и милостив к своим детям, которым он раздает новогодние подарки (здесь можно вернуться к теме предков человека, живущих всегда рядом с ним – собирательным образом этих предков является именно Дед Мороз). А как же Снегурочка? Неразлучная пара – Дед Мороз и Снегурочка – символизируют соответственно год старый и год новый. Единство, всегда сулящее обновление…

В сказках и народных преданиях появление на свет Снегурочки описывается по-разному. Наибольший интерес представляет версия, согласно которой эта девушка была слеплена из снега. Причем любопытно, что ее «родители» не Мороз и Весна (ниже мы вернемся к замечательной сказке Островского), но обычные «дед со старухой». Снег выступает здесь как природное вещество, нечто неоформленное. Происходит чудо рождения - там, где встречается великая божественная сила и любовь двух людей, материя проявляет способность к оформлению. «Божественная сила» в данном случае не является ни материнской, ни отцовской. Она лишь вдыхает жизнь в то, что создано любящими, причем создано вместе.

Тема любви проходит красной нитью и через всё произведение Александра Островского, которое нам стоит рассмотреть отдельно. Мой главный тезис при анализе таков: Снегурочка – это девушка, которая не может стать женщиной. Не может пройти инициацию любви. В определенной степени здесь виноваты ее девичьи страхи («стыдлива я»), но также и выбор возлюбленного – Леля – в котором угадываются очевидные солярные черты. Заигрывая со Снегурочкой, он то и дело смотрит налево, на других девушек. «Солнце восходит над злыми и добрыми» (бибилейская сентенция), а значит – солярному герою не пристало быть «верным» одной девушке. По ходу рассказа безответная любовь Снегурочки к Лелю становится всё сильнее и сильнее, и под «лучами» его продолжающихся ласок зимняя красавица начинает как бы таять (а для нее это равнозначно смерти, ведь она сделана из снега)… Вернемся к инициации любви. В некоторых преданиях Снегурочка превращается в облако, когда пытается во время народных игрищ перепрыгнуть через костер. Символизм понятен: молодая девушка не выдерживает горячей мужской страсти (страсти Солнца-Ярила), и поэтому не в состоянии познать взаимную любовь. Любовь для нее остается недостижимой… На этом волшебная история Снегурочки заканчивается.

Читать первую часть цикла 

Читать третью часть цикла 


Комментарии (0)


Имя:
Комментарий:
Нечего одеть? Модные советы от bbme.ru
Яндекс.Метрика